Для детей от 2 до 9 лет и их родителей!

+7 (495) 971-32-52

+7 (495) 379-18-63

+7 (903) 105-03-03

 

 

Чтобы вырасти здоровыми, дети должны уметь ... играть"

  ..."Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру ему становятся доступными те области, где ему трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы рассказать то ...

подробнее...

Влияние семьи и семейных взаимоотношений на речевое развитие детей.

                                         Щигрева Надежда, логопед.

Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой общения становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфику социальной среды. В семье закладываются основы физического и умственного развития, трудового воспитания, формируется мировоззрение ребенка, воспитывается его эстетический вкус. Именно в раннем детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и к людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Педагоги видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка об окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Среди наиболее значимых условий воспитания педагоги отмечают, прежде всего, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Поскольку младенец с первых минут включен в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность.
Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят, так как именно любовь дает ему чувство защищенности и душевного комфорта. В таких условиях ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.
В настоящее время существует множество проблем, связанных с семьей и семейным воспитанием. Это и высокий процент разводов, и крайняя занятость родителей на работе, и эмоциональные перегрузки взрослых, которые негативно сказываются и на состоянии детей. Ведь важность семейного воспитания неоспорима. Пример близких - основа воспитания. Семья, в которой растет малыш, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединенной» к «нуклеарной». «Нуклеарная» семья - это родители и дети, а «объединенная» - это еще бабушки и дедушки. К чему в настоящее время сводится родительская забота о детях? Прежде всего к тому, чтоб были сыты и одеты. А потом? К тому же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста. Состояние эмоций и психики малыша зависит от «климата» в семье. Известно, что уже с первых дней жизни дети по- разному реагируют на тон обращения. В тот период жизни, когда слова еще не имеют смысловой значимости, ведущую роль в восприятии речи выполняет интонационная и ритмическая сторона фразы. Эмоционально-психическое состояние ребенка грудного и раннего возраста значительно изменяется в зависимости от эмоциональной окраски, обращенной к нему речи: возбужденной, спокойной, ласковой и т. д. Интерес к детям, желание знать их духовный мир, их запросы, потребность помочь им, когда помощь действительно требуется, - не это ли единственно правильный путь семейной педагогики?
Конечно, внутрисемейные отношения влияют на речевое развитие детей, т.к. речь социальная, «культурная»-высшая психическая функция, которая формируется в общении с близкими родственниками. Ребенок рано начинает копировать родителей, перенимает их плохие и хорошие качества, и все это усваивается чрезвычайно прочно. Практически все недостатки, которые привились на 1-2 году жизни, остаются надолго, порой на всю жизнь. С самых первых дней ребенок усваивает манеру говорить. Молодые супруги часто щеголяют употреблением ласкательных, уменьшительных слов, причем особенно стараются показать это при посторонних. В педагогической системе В.А. Сухомлинского слово - одно из главнейших воспитательных средств: пользование им требует высочайшей культуры. « Педагогическое бескультурье зачастую выражается в том, что воспитатель знает 2-3 цели словесного обращения к питомцам - запрет, разрешение, порицание. У мастера - воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей, и одна из самых частых - разъяснение нравственной истины, понятие «нормы». Слово должно дать ребенку эстетические знания, что есть добро или зло, что значит быть настоящим гражданином. Подается это в форме рассказа, сказки, притчи, содержание которых - яркие, героические, запоминающиеся образы, понятные, известные ребенку.
Через общение происходит педагогическое внушение. Для успешного взаимодействия с ребенком необходимо использовать форму яркой, эмоциональной, доверительной беседы. Внушение - это не эпизод в воспитательной работе. Внушение должно носить характер постоянного, тонкого, последовательного, разнообразного влияния на ребенка. Назидание всегда портит дело. Дети, как правило, с отвращением относятся к нему. Эффективность внушения зависит и от особенностей восприятия детей, и от личности воспитателя. В конечном итоге внушением достигается мобилизация нравственных и умственных сил детей и результаты в значительной мере зависят от интонации речи. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, приобретают различный смысл и значение, и могут оказать неодинаковое влияние на собеседника. Если необходимо, речь может быть строгой, но она не должна быть грубой и резкой. С детьми нужно всегда придерживаться спокойного, доброжелательного тона. Только спокойный человек может донести свою мысль другому. Беседу необходимо строить так, чтобы ребенок чувствовал, прежде всего, искреннюю заботу о нем, тогда появится доверие, исчезнут нервозность и беспокойство. Дети, прежде всего, воспринимают интонацию речи и реагируют соответственно этому. С детьми, по возможности, надо избегать многословия, чтобы, прежде всего, не потерять нить беседы и смысл ее. В разговоре совершенно недопустимы злые насмешки, грубые унизительные сравнения, ехидные уколы, всевозможные «ярлыки», различные обидные слова. Необходимо постоянно следить за своей речью, исключить употребление грубых, бранных, обывательских выражений. Они всегда принижают достоинство человека, приземляют возвышенную душу ребенка. Нельзя пренебрегать народной мудростью: «Что у родителей слетит с языка, то ребенку скачет на язык», и «Рана, нанесенная мечем, заживает, а языком - нет».
В обращении с ребенком совершенно недопустим оскорбительно-повелительный тон. Еще у некоторых взрослых бытует представление, что при разговоре с детьми речь нужно переиначивать на «детский лад» - с изобилием уменьшительных, ласкательных и еще каких - то не всякому понятных слов. На самом деле не существует специального «детского» языка, языка маленьких детей. Язык отражает мысль человека, и никто не имеет право косноязычием уродовать психику ребенка. Дети не воспринимают и умильное сюсюканье, и грубые жаргонные слова. В раннем возрасте существует полная зависимость от условий воспитания. Культурный уровень ребенка обусловлен поведением членов семьи. Семья регулирует поведение ребенка, его взаимоотношения с окружающими. Так формируются интересы и потребности, культура общения и содержания, детские настроения, вкусы, взгляды на ценности жизни и способы их достижения. Все это обеспечивается средствами общения. Малыш ведет себя по - разному в зависимости от обстоятельств и людей, которые его окружают. В человеческом общении это одно из проявлений личности. Некоторые из членов семьи могут влиять на детей более сильно. В таких случаях дети воспринимают их речь, манеру поведения. Богатую практику человеческих взаимоотношений дети черпают в семье. Необходимо подчеркивать хорошие качества у каждого из знакомых и друзей. Делать это нужно очень тактично, ненавязчиво. У детей должна сформироваться привычка видеть, прежде всего, хорошие качества в каждом человеке, добрые побудительные мотивы в каждом поступке. В детях нужно воспитывать доброжелательность и отзывчивость. Ребенок должен видеть, что в общении с посторонними нас интересует, прежде всего, сам человек, его мысли, заботы, переживания.
Актуальность этой статьи продиктована современной ситуацией во внутрисемейных отношениях. Проблемы межличностного общения в семьях накладывают отпечаток на речевое развитие детей. Отсутствие или нехватка эмоционального и речевого взаимодействия матери с ребенком в раннем возрасте приводит к задержкам речевого и психического развития.
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи ( говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушение речи приводит к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушением речевого развития возникает чувство неполноценности. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.