Для детей от 2 до 9 лет и их родителей!

+7 (495) 971-32-52

+7 (495) 379-18-63

+7 (903) 105-03-03

 

 

Чтобы вырасти здоровыми, дети должны уметь ... играть"

  ..."Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру ему становятся доступными те области, где ему трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы рассказать то ...

подробнее...

Детские тревоги и страхи

Детские тревоги и страхи.

Пономарева Г.А., психолог

Основная причина детской тревожности - внутренний конфликт, т.е. столкновение в душе ребенка двух противоречащих друг другу устремлений. В основе этого столкновения могут быть: противоречивые требования к ребенку, требования не по силам, не по детским возможностям; требования ранящие ребенка, ставящие его в униженное, зависимое положение; отрицательное отношение к ребенку; эмоциональное отвержение близкими людьми.

Одной из причин возникновения в детской душе внутреннего конфликта является значимый взрослый. Если ребенку не дорого мнение взрослого, то вряд ли его упреки будут вызывать в детской душе терзания, но если оценку своих поступков или способностей он получает со стороны  человека, на мнение которого он привык опираться, то может возникнуть внутренний конфликт.

Тревога проникает в душу ребенка, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей. К этим потребностям,  присущим любому ребенку, любому человеку, относятся:

  • потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.);
  • потребность в близости, в привязанности к человеку или группе людей;
  • потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «Я»;
  • потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил;
  • потребность в цели, смысле своей жизни.

 Неудовлетворение потребностей в достижении успеха и лидерстве, тоже может привести к возникновению тревожности, но они не относятся к числу основных. Они могут играть большую роль в жизни одного ребенка, а у другого ребенка отсутствовать вовсе.

Многие тревожные дети - это хорошо успевающие в учебе, прилежные ученики, стремящиеся не допускать ошибок. Это связано с жесткими требованиями родителей, не учитывающих уровень развития ребенка и его способностей. «Ты должен...» - постоянно твердят такие родители. Дети изо всех сил пытаются справиться с требованиями родителей, чтобы их не огорчать, но в то же время, - боятся: а вдруг не смогу? Это и порождает конфликт в душе ребенка.

Следующей причиной детской тревоги выступает эмоциональное отвержение и отрицательное отношение родителей к ребенку. Многие родители не знают, как любить ребенка, как донести до него свою любовь. Отрицательные чувства к ребенку скрываются внутри и не поддаются анализу, а в результате так или иначе, рано или поздно они выходят наружу. Как бы родители не прятали отрицательных чувств, ребенок их чувствует все равно. Как следствие снова возникают противоречия: одна сила тянет к родителям, а другая отталкивает от них. Ребенок же нуждается в искренности, ясности, устойчивости отношений с родителями.

По данным многих исследований, отношения в семье являются основным источником тревожности у дошкольников и младших школьников. Страхи многих детей связаны с боязнью огорчить, расстроить родителей. Помимо того, что дети «заражаются» тревожностью взрослых, подобная атмосфера препятствует переживанию чувства защищенности, надежности семейного окружения, что необходимо для хорошего эмоционального самочувствия, да и в целом, нормального развития ребенка.  

Личностная тревожность матери может быть причиной детской тревожности, особенно, если имеет место, симбиотический стиль воспитания. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. Кроме того, самой матерью, чрезмерно опекающей ребенка, так и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность. Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Здесь не обязательно речь идет о чрезмерном уровне заботы, обозначенном как гиперопека. Это может быть и средний уровень заботы, которая носит несколько формальный, излишне правильный и обезличенный характер.

Также неправильное воспитание зачастую является причиной детской тревожности. Причины неправильного воспитания могут быть различными: определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание; низкая педагогическая культура родителей; личные особенности самих родителей.

Э.Г.Эйдемиллер выделяет следующие типы неправильного воспитания:

-          потворствующая гиперпротекция (ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей);

-          доминирующая гиперпротекция (ребенок в центре внимания семьи, которая отдает ему много сил и времени, лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты);

-          эмоциональное отвержение (воспитание по типу «Золушки»);

-          повышенная моральная ответственность (высокие требования к ребенку при недостатке внимания к нему со стороны родителей, забота минимальна);

-          гипопротекция (ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им, не контролируют его);

-          жестокое обращение;

из типов предложенных  Варгой А.Я., Столиным В. В. сюда можно добавить такие, как:

-          «отвержение» (по мнению родителей, их ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей; родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяет ему);

-          «симбиоз» (родитель чувствует себя единым целым с ребенком, постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным);

-          «авторитарная гиперсоциализация» (родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, следит за его социальными достижениями, за своеволие ребенка жестоко наказывают);

-          «маленький неудачник» (родители инфантилизируют ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность).

Все перечисленные типы воспитания могут служить причиной детской тревожности.

Дети в возрасте 5-7 лет стараются идентифицировать себя с родителями того же пола, что и они сами. Следовательно, либо мать, либо отец оказывают сильное влияние на формирование характера своего ребенка. При воспитании в неполной семье или в семье с негармоничными взаимоотношениями, когда традиционно мужские роли исполняет мать, у ребенка может быть искаженным образ пола, что, в свою очередь, провоцирует развитие тревожности.

Школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности, но тревожность имеет здесь различные функции. Например, при оптимальном уровне тревожности обучение активизируется и становится более эффективным, т.к. тревога здесь  мобилизирует внимание, память, мышление. Если уровень тревожности ребенка слишком высок, то это снижает эффективность его деятельности, т.к. его охватывает паника, усиливается страх неудачи, и тревога сильно возрастает.

Не редко переутомление, перегрузка детей являются причиной тревожности. Как правило, в данном случае, тревожности подвержены дети физически ослабленные и эмоционально-неустойчивые.

Еще одной причиной тревожности служит ориентация родителей, а соответственно и детей не на процесс учения, а на его результат. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости и оценки становятся средством достигнуть расположения родителей, учителей и одноклассников.

Недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости, а также смена социальных отношений, могут быть причиной тревожности у детей младшего школьного возраста, т.к. поступление детей в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другой удручает замедленностью и тугодумием, третий раздражает упрямством и агрессивностью. После адаптации к школе тревожность у многих детей проходит, если конечно нет других причин.

Все вышеперечисленные причины тревожности имеют свое основание в природных, генетических факторах развития ребенка, но основой  для развития тревожности у детей являются социальные факторы, которые в большей степени поддаются коррекции при соответствующих условиях.

Изучая актуальные формы проявления тревоги, исследователи сталкиваются с сложностями связанными с их идентификацией: это во-первых полифункциональность этих форм, во-вторых они носят индивидуальный характер и не выделяются из форм поведения, характеризующих психическое напряжение в целом. Выделяют такие симптомы как: покраснение или побледнение кожи; позывы к частому мочеиспусканию; чрезмерное потение; грызение ногтей; дрожь; повышенная суетливость; чувство неловкости, неуклюжести, скованности и т.п.

Исследователи выделяют два вида тревожности: мобилизующий, при котором проявляется повышенная активность, повышенный аппетит и т.п.; а также демобилизующий, для этого вида характерно оцепенение, апатия, потеря интереса и т.п.

Возрастные особенности проявления форм тревоги не выделяются, но у маленьких детей тревогу наблюдать проще, в силу их открытости, а у старших - сложнее, т.к. появляется многозначность и усложнение этих форм.